ВЫБОР И ВЫДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
Чтобы выполнить над объектом те или
манипуляции, его необходимо предварительно выбрать. В связи с
этим уместно сделать одно достаточно важно пояснение. В англоязычной литературе
для обозначения операции выбора объекта используется термин Selection.
В русскоязычных изданиях это слово зачастую переводят как выделение, что
не совсем правильно. Дело в том, что между выбором и выделением (highlight - подсветка) существует принципиальная разница:
выбор производит пользователь (например, щелкнув мышью на объекте), а выделение
является ответной реакцией программы на действие пользователя. Для визуального
выделения выбранного объекта относительно других обычно (но не всегда)
используются специальные средства: инверсный цвет, штриховка и т. д.
Почему мы обратили ваше внимание на
различие между выбором и выделением? Объясняется это тем, что во Flash, в отличие от многих других программ, используется
несколько различных способов выделения выбранного объекта. Способ выделения
зависит от того, каким образом выбран объект, и что вы собираетесь с ним в
дальнейшем делать.
Во Flash можно
выбрать объект целиком либо только его часть, группу объектов, экземпляр
символа, текстовый блок (одно слово или несколько). Для выбора объектов, расположенных
в рабочей области, удобнее всего использовать инструменты, размещенные на
панели Tools.
Инструменты для выбора объектов
Прежде, чем перейти к описанию
особенностей применения различных инструментов, еще раз подчеркнем, что при
работе с графическими объектами следует рассматривать их как состоящие из двух
компонентов: контура (Stroke) и заливки (Fill). Свойства этих компонентов (цвет, форма, взаимное
расположение) могут изменяться пользователем независимо друг от друга. Можно
также удалить один из этих компонентов.
Инструментов выбора пять (рис. 4.1):
Рис.
4.1. Инструменты для
выбора
Чтобы включить требуемый инструмент,
достаточно просто щелкнуть на соответствующей кнопке. При этом автоматически
изменится и содержимое поля Options (если
для данного инструмента предусмотрена возможность его дополнительной
настройки). Дополнительные параметры могут быть установлены, в частности, для
инструментов Arrow, Lasso
и Free Transform
Выбор одного объекта или его части
Поскольку анимация во Flash может быть построена на изменении таких свойств
объекта, как цвет, форма, прозрачность, то при работе с графическим объектом
пользователь может выбрать либо объект целиком, либо только его контур, либо,
наоборот, только внутреннюю часть объекта (заливку).
Инструмент Arrow
Чтобы выбрать весь объект, следует
включить на панели Tools инструмент Arrow и затем выполнить одно из двух действий.:
Рис.
4.2. Выбор объекта с
помощью инструмента Arrow
Выбранный объект отображается покрытым
мелкой сеткой, а контур - более толстым по сравнению с обычным состоянием (вот
оно— выделение).
Для выбора контура объекта следует
подвести указатель к границе объекта и щелкнуть (один раз) левой кнопкой мыши.
В результате контур будет выделен таким же образом, как и при выборе всего
объекта, а внутренняя часть объекта останется не выделенной (рис. 4.3).
Рис.
4.3. Выбор контура
объекта с помощью инструмента Arrow
О том, что указатель находится в так
называемой горячей зоне объекта (то есть в зоне
«видимости» объекта), свидетельствует небольшая дуга рядом с указателем. Это,
кстати, свидетельствует и о том, что контур объекта может быть изменен. Как это
сделать, будет рассказано ниже.
Замечание
Если контур объекта представляет собой многоугольник (то есть имеет углы), то щелчок на любом
участке (отрезке) контура приводит к выбору только этого участка. Чтобы выбрать
весь такой контур, следует щелкнуть последовательно на всех отрезках контура,
удерживая нажатой клавишу <Shift>.
Выбор заливки объекта выполняется
аналогично выбору контура: включив инструмент Arrow,
следует щелкнуть (один раз!) внутри объекта. Заливка будет выделена, а
контур — нет.
Чтобы отменить выбор (снять выделение)
объекта или его части, достаточно щелкнуть мышью в любой свободной позиции
рабочей области.
При включении инструмента Arrow в поле Options
панели инструментов отображаются кнопки-модификаторы, позволяющие
установить дополнительные параметры работы этого инструмента (рис. 4.4):
Рис.
4.4. Кнопки-модификаторы
для инструмента Arrow
Чтобы выбрать произвольную часть
объекта с помощью инструмента Arrow, следует
установить указатель мыши за пределами объекта, и, нажав кнопку мыши,
переместить его таким образом, чтобы внутри прямоугольной области оказалась
выбираемая часть объекта (рис. 4.7).
Рис.
4.5. Иллюстрация к
связыванию объектов
Рис.
4.6. Пример
сглаживания ломаной с помощью инструмента Arrow
Рис.
4.7. Выбор части
объекта с помощью инструмента Arrow
Инструмент Arrow
можно также применять для редактирования контуров объектов и других линий.
Для этого требуется подвести указатель к контуру (он не должен быть выбран!).
Когда возле указателя появится значок «горячей области», нажать левую кнопку
мыши и, не отпуская ее, переместить указатель в нужном направлении (рис. 4.8).
Замечание
Инструмент Free
Transform при выполнении операции выбора действует
аналогично инструменту Arrow. Однако основное его
предназначение — редактирование объекта. Поэтому особенности применения этого
инструмента рассмотрены в следующем разделе.
Рис.
4.8. Редактирование
линии с помощью инструмента Arrow
Инструмент Lasso
Объект может быть выбран также с
помощью инструмента Lasso. Для этого
требуется очертить произвольную, границу вокруг объекта (рис. 4.9).
Рис.
4.9. Выбор объекта с
помощью инструмента Lasso
Чтобы выбрать произвольную часть
объекта с помощью инструмента Lasso, следует
установить указатель мыши в требуемой точке (либо за пределами, либо внутри
объекта), и, нажав кнопку мыши, очертить выбираемую часть (рис. 4.10).
Для инструмента Lasso
предусмотрено два модификатора (рис. 4.11):
Рис.
4.10. Выбор части
объекта с помощью инструмента Lasso
Рис.
4.11. Кнопки-модификаторы
для инструмента Lasso
Для режима Magic
Wand могут регулироваться следующие параметры
(рис. 4.12):
Рис.
4.12. Диалоговое окно Magic Wand
Properties
Совет
Чтобы выбрать часть объекта, содержащую
фрагмент контура и заливки, можно также воспользоваться инструментом Line.
Для выбора произвольной части объекта с
помощью инструмента Line необходимо:
Рис.
4.13. Выбор части
объекта с помощью инструмента Line
Для отмены выбора, сделанного с помощью
инструмента Line, достаточно включить
инструмент Arrow или Lasso и щелкнуть левой кнопкой мыши в пустой
позиции стола или рабочей области (если она является интерактивной).
Инструмент Subselection
Инструмент Subselection
отличается от рассмотренных выше двумя свойствами:
Справка
Под кривыми Безье (Bezier)
понимается система формального (то есть на основе
формул) описания графических элементов. Эта система является, по сути, основой
векторной компьютерной графики.
С помощью инструмента Subselection объект можно выбрать одним из
двух способов:
В обоих случаях по периметру объекта
появятся «чувствительные» точки, с помощью которых можно изменять форму
объекта. На самом деле эти точки представляют собой средство для изменения
параметров кривых Безье, из которых сформирован данный объект. Различают два вида
таких точек: точки касания и маркеры касательных. Перемещая точки касания и
маркеры, можно изменять параметры кривых и, соответственно, форму объекта.
Так вот, при первом способе выбора
объекта по его периметру отображаются маркеры касательных, а при втором — точки
касания и (при определенных условиях) маркеры.
На рис. 4.14 показан объект, выбранный
первым способом (слева — «в натуральную величину», справа — с двукратным
увеличением).
На рис. 4.15 показано изменение формы
объекта посредством перемещения касательной.
Рис.
4.14. Если объект
заключить в выделяющую рамку, то по его периметру появятся касательные с
маркерами
Рис.
4.15. Изменение формы
объекта посредством перемещения касательной
При втором способе выбора объекта (то
есть щелчком мыши) возможны два варианта:
На рис. 4.17 показано, как можно
изменить форму объекта, переместив точку касания.
Рис.
4.16. Результат выбора
зависит от того, попал ли указатель мыши на точку касания
Рис.
4.17. Изменение формы
объекта посредством перемещения точки касания
Подведя указатель к контуру объекта
(между точками касания) и нажав кнопку мыши, объект можно перемещать
Выбор нескольких объектов и группирование объектов
Во Flash
имеется возможность одновременного выбора нескольких объектов (или фрагментов
нескольких объектов). При этом выбираемые объекты могут относиться к разным
слоям. При необходимости работы с несколькими объектами как с одним целым, их
следует сгруппировать.
Выбор нескольких объектов
Выбор нескольких объектов выполняется с
помощью инструментов Arrow, Subselect, Free Transform или Lasso.
При этом технология их использования полностью аналогична рассмотренной
выше применительно к выбору одного объекта. Например, на рис. 4.18 показан
выбор трех объектов с помощью инструмента Arrow.
Два из них (круг и квадрат) расположены на слое Layer
1, а третий (овал) — на слое Layer2.
Рис.
4.18. Одновременный
выбор объектов, расположенных на разных слоях
Совет
Чтобы выбрать с помощью инструментов Arrow или Lasso несколько
объектов, которые сложно включить в одну неразрывную область, следует выбирать
объекты последовательно, удерживая нажатой клавишу <Shift>.
Особенность применения инструмента Subselect состоит в том, что он позволяет
выбирать только объекты, принадлежащие одному (активному в данный момент) слою.
После выбора нескольких объектов любая
последующая операция будет относится к ним ко всем. Например, если вы
установите указатель мыши на одном из объектов и попытаетесь переместить его на
новую позицию, то остальные выбранные объекты также будут перемещаться (рис.
4.19).
Рис.
4.19. Одновременное
перемещение нескольких объектов
Однако такая взаимосвязь между
объектами является не прочной. Она пропадает сразу, как только вы отмените
выбор. Если вам требуется работать с несколькими объектами как с единым целым,
целесообразно их сгруппировать.
Группирование объектов
Операция группирования выполняется с
помощью команды Group (Группа),
входящей в меню Modify (Изменить)
основного окна. Результат ее применения зависит от того, с помощью какого
инструмента были выбраны группируемые объекты.
Инструменты Arrow
или Lasso позволяют выполнить
группирование послойно, то есть если вы выберете объекты, относящиеся к разным
слоям, то они будут автоматически включены в разные группы (рис. 4.20).
Инструмент Subselect
позволяет группировать только объекты одного (активного) слоя.
Инструмент Free
Transform обеспечивает послойное группирование,
однако выполняемые с его помощью операции применяются ко
Рис.
4.20. Результат
группирования объектов, расположенных на разных слоях
всем группам, попавшим в область
выбора. Например, на рис. 4.21 показана ситуация, когда три объекта (все те же
круг, квадрат и овал) были выбраны с помощью инструмента Free
Transform, затем сгруппированы (при этом
выделяющая рамка осталась прежнего вида) и после этого повернуты на некоторый
угол. Если по завершении описанных операций снять выделение, то вы увидите
картинку, приведенную на рис. 4.22.
Визуально группа объектов выделяется
прямоугольной рамкой голубого цвета, проходящей непосредственно по контурам
сгруппированных объектов.
Рис.
4.21. Выбор и
группирование объектов с помощью инструмента Free Transform
Рис.
4.22. Послойное
выделение групп объектов
Чтобы повторно выбрать группу, можно
использовать любой из четырех инструментов: Arrow,
Subs elect, Free Transform или Lasso.
При работе с инструментом Arrow выбор группы можно выполнить одним из
двух способов:
Выбор группы с помощью инструмента Free Transform выполняется
аналогично, за исключением того, что выбранная группа становится сразу
доступной для трансформации (признаком этого служит соответствующая выделяющая
рамка, рис. 4.23).
Рис.
4.23. Результат выбора
группы с помощью инструмента Free Transform
Для выбора группы с помощью инструмента
Lasso требуется очертить область стола,
занятую группой (подобно тому, как это делается при выборе нескольких несгруппированных объектов).
При работе с инструментом Subselect выбор группы выполняется щелчком на
любом из сгруппированных объектов.
После выбора группы выполняемые
операции (например, перемещение) применяются ко всем объектам группы.
Чтобы обеспечить возможность
индивидуального выбора и редактирования объектов группы, необходимо
предварительно перейти в режим редактирования группы. Для этого:
Существует два визуальных признака
перехода в этот режим (рис. 4.24):
Рис.
4.24. Режим редактирования
группы
В режиме редактирования группы любой
входящий в нее объект может быть выбран обычным способом (как было описано в
подразделе «Выбор одного объекта или его части»).
Обратите внимание на то, что указанная
процедура приводит лишь к временному разгруппированию объектов. После того, как
модификация объекта группы будет завершена, следует восстановить группирование.
Для этого достаточно дважды (обязательно!) щелкнуть вне пределов группы (при
этом должен быть включен инструмент Arrow).
Чтобы разгруппировать объекты
«полностью и окончательно», необходимо, воспользоваться командой Ungroup (Отменить группирование) из меню Modify. Перед выполнением команды
соответствующая группа должна быть выбрана.
Для вычленения объектов из группы или
из состава сложного (составного) объекта, существует еще одна команда — Break Apart (Разделить).
В результате ее применения составляющие группу или сложный объект элементы
становятся доступны для индивидуального редактирования. Кроме того, применение
этой команды к импортированным изображениям позволяет перейти от растровой
графики к векторной, что во многих случаях обеспечивает уменьшение размера
исходного изображения (в смысле занимаемой памяти). Вместе с тем, выполнение
команды Break Apart
может привести к некоторым необратимым изменениям исходного объекта или
группы, в частности:
Чтобы выполнить команду Break Apart, следует
выбрать соответствующую группу или составной объект и выбрать ее в меню Modify.