ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА
В целом организация пользовательского
интерфейса редактора является достаточно стандартным для Windows-приложений. Та
же полоса меню, те же кнопки основной панели инструментов, на которую вынесены
наиболее часто используемые команды. Достаточно своеобразной
является панель временной диаграммы, но опять-таки только для тех, кто пока не
знаком с Dreamweaver.
При первом запуске редактора на экран
выводится поверх основного окна дополнительное диалоговое окно - Welcome (Добро пожаловать), предлагающее
настроить конфигурацию рабочей среды в соответствии с вашими интересами. Это
действительно полезная функция, но вопросам настройки интерфейса посвящен
отдельный раздел главы «Средства поддержки пользователя». Поэтому закройте пока
окно Welcome (впоследствии оно может
быть вызвано на экран с помощью одноименной команды из меню Help).
Прежде поговорим о том, из чего же, собственно, предлагается выбирать.
Наиболее важные элементы основного окна Flash MX показаны на рис. 3.1.
Строка меню Панель в Р еменн ° й Диаграммы
Рис.
3.1. Структура основного окна flash MX
Панель инструментов редактирования
Панель инструментов редактирования
расположена вдоль левой границы окна. Она обеспечивает доступ к инструментам,
которые применяются для создания и редактирования графических объектов. Многие
из этих инструментов, вероятно, знакомы читателю по работе с графическими
редакторами.
Для удобства работы панель инструментов
разделена на четыре части (рис. 3.2):
Замечание
В отличие от предыдущей версии Flash, установка некоторых параметров инструментов
рисования может также выполняться с помощью панели инспектора свойств.
Особенности настройки каждого инструмента рассмотрены в следующей главе.
Рис.
3.2. Панель
инструментов редактирования
При необходимости панель инструментов
может быть «отстыкована» от границы и окна и превращена в «плавающую».
Рабочая область
Рабочая область занимает всю
центральную часть окна. В рабочей области можно выполнять любые операции
редактирования объектов, однако в «кадр» попадут только те объекты (или их
фрагменты), которые расположены в пределах монтажного стола. В связи с этим
может возникнуть вопрос: зачем же нужна остальная часть рабочей области?
Ответов два:
Непосредственно над рабочей областью
находится относящаяся к ней панель инструментов. На ней расположены следующие
элементы интерфейса (рис. 3.3, слева направо):
Рис.
3.3. Панель
инструментов рабочей области
Щелчок правой кнопкой мыши в любой
точке рабочей области открывает контекстное меню, содержащее основные команды
для изменения параметров рабочей области и фильма в целом. Всего таких команд
около двух десятков. Пока остановимся на одной - Scene
(Сцена). Ее выбор приводит к выводу на экран одноименной панели,
предназначенной для работы со сценами фильма (рис. 3.4).
Рис.
3.4. Панель Scene
С ее помощью вы можете:
Монтажный стол
В центре рабочей области находится так
называемый монтажный стол (Stage), который мы в
дальнейшем для краткости будем называть просто «стол». Размер стола и его цвет
определяют соответственно размер и цвет «экрана» при просмотре фильма. Как было
отмечено выше, при воспроизведении фильма на «экран» попадут только те объекты,
которые расположены в пределах стола.
В каждый момент времени на столе может
располагаться только одна сцена, относящаяся к данному фильму. В то же время
сам стол принадлежит определенному фильму. Как только вы открываете для
редактирования какой-либо фильм (то есть файл с
расширением .fla), или создаете новый файл, в окне Flash появляется стол и связанная с ним временная
диаграмма. Если же редактируемых файлов нет, то и стол не отображается (рис.
3.5).
Рис.
3.5. Нет фильма — нет и стола
И наоборот, если вы последовательно
откроете несколько файлов, в пределах основного окна будет помещено
соответствующее количество столов и связанных с ними элементов интерфейса.
Объясняется это тем, что во Flash используется так называемый многодокументный
интерфейс — MDI (Multi Document
Interface). Такая модель работы приложения означает,
что внутри одного родительского окна (именно оно показано на рис. 3.5) может
быть открыто несколько редактируемых файлов — дочерних окон. Например, на рис.
3.6 показан случай, когда в родительском окне Flash
открыто два файла, то есть два различных фильма. Кстати, обратите внимание, что
при минимизации окон фильмов некоторые кнопки стали как бы собственностью
конкретного фильма, а панель инструментов редактирования осталась общей.
Рис.
3.6. Работа с двумя фильмами
одновременно
MDI обеспечивает целый ряд преимуществ,
одно из которых — возможность копирования или перемещения элементов из одного
фильма в другой путем перетаскивания с помощью мыши (то есть применение техники
drag-and-drop — «перетащи и оставь»). При копировании
или перемещении объектов в другой фильм для него сохраняется не только
визуальное представление, но и остальные свойства. Например, при копировании
кнопки сохраняются и связанные с ней действия.
Совет
Для перемещения объекта из одного фильма в
другой достаточно установить указатель на этот о&ъект.
нажать кнопку мыши, и, не отпуская ее, переместить объект на нужную позицию в
другом окне.
Чтобы скопировать объект
в другой фильм, описанные выше действия выполняются при нажатой клавише
<Ctrl>.
Временная диаграмма
Над рабочей областью расположена панель
временной диаграммы (Timeline). Временная диаграмма,
как и стол, принадлежит конкретной сцене фильма. Она позволяет описать взаимное
расположение слоев на сцене, последовательность изменения состояния объектов,
представленных на сцене, и выполнить некоторые другие операции. Временная
диаграмма является основным инструментом при создании анимации и при описании
поведения интерактивных элементов фильма.
Панель временной диаграммы имеет весьма
сложную структуру и содержит большое число элементов управления. Кроме того, в
зависимости от установленных параметров, внешний вид временной диаграммы
изменяется в достаточно широком диапазоне. Тем не менее, от умения работать с
временной диаграммой в значительной степени зависит эффективность работы с Flash в целом.
В данном подразделе мы рассмотрим
только основные компоненты панели временной диаграммы и наиболее общий ее
формат. В последующих подразделах вопросы, связанные с ее использованием, будут
уточняться и конкретизироваться;
Итак, в общем случае на панели
временной диаграммы могут быть представлены следующие элементы (рис. 3.7):
Рис.
3.7. Панель временной
диаграммы
Рассмотрим подробнее элементы временной
диаграммы.
Начнем со шкалы кадров. Шкала является
общей для всех слоев сцены. На ней отображена нумерация кадров в возрастающем
порядке. Шаг нумерации равен 5 (он остается неизменным при любом формате
кадров).
Считывающая головка (Play head) является своеобразным
индикатором, указывающим текущий (активный) кадр анимации. При создании
очередного кадра и при воспроизведении фильма считывающая головка перемещается
вдоль временной диаграммы автоматически. Вручную (с помощью мыши) ее можно
перемещать только после того, как анимированный фильм будет создан. Причем
перемещать ее можно в обоих направлениях; при этом будет изменяться и состояние
ани-мированных объектов.
Временная диаграмма отдельного слоя
представляет собой графическое изображение последовательности кадров. Ниже
видно, что само по себе изображение кадров на временной диаграмме весьма
информативно. В частности, по изображению кадров можно определить, какой способ
анимирования использован для данного слоя. Ниже
приведена краткая характеристика различных форматов временной диаграммы слоя
(точнее, расположенного в нем объекта).
Форматы
изображения кадров на временной диаграмме
Изображение
временной диаграммы
Пояснения
Ключевые кадры для tweened-анимации
перемещения обозначаются как черные точки, соединенные линией со стрелкой, на
светло-синем фоне (линия со стрелкой заменяет все промежуточные кадры)
Ключевые кадры для tweened-анимации
трансформации обозначаются как черные точки, соединенные линией со стрелкой, на
светло-зеленом фоне (линия со стрелкой заменяет все промежуточные кадры)
Пунктирная линия указывает, что
конечный (заключительный) ключевой кадр отсутствует
Одиночный ключевой кадр в виде черной
точки, после которого идет последовательность светло-серых кадров, означает,
что содержимое ключевого кадра не изменяется; заключительный ключевой кадр в
этом случае обозначается пустым прямоугольником
Маленькая буква
а указывает, что данному кадру с помощью панели Actions
(Действия) было назначено некоторое действие
Красный флажок указывает, что кадр
содержит метку или комментарий
Непрерывная последовательность ключевых
кадров, обозначенных черными точками, означает покадровую
анимацию
Желтый якорек говорит о том, что данный
кадр содержит именованную метку, используемую для навигации между кадрами
фильма; если позволяет место на диаграмме, рядом с якорем выводится имя метки
Внешний вид временной диаграммы также
существенно зависит от выбранного формата кадров. Выбор, как уже было сказано,
выполняется с помощью выпадающего меню Frame
View. Действие команд меню распространяется на
все строки (слои) временной диаграммы. Пункты меню разделены на четыре
подгруппы (рис. 3.8).
Рис.
3.8. Выпадающее меню
формата кадров
Команды из первой позволяют установить
размер ячейки кадра по горизонтали; возможны следующие варианты:
Формат Large
целесообразно использовать для просмотра параметров звукового
сопровождения.
Во вторую группу входит единственная
команда — Short (Короткий),
которая обеспечивает уменьшение размера ячейки кадра по вертикали. Такое
изменение влияет и на формат левой части временной диаграммы (где расположено
описание слоев), как показано на рис. 3.9.
В третью группу также включена только
одна команда - - Tinted Frames
(Окрашенные кадры). При выборе данного пункта используется цветовая
индикация кадров для различных видов анимации (см. табл. 3.1). По умолчанию
цветовая индикация кадров включена.
Рис.
3.9. Изменение формата
временной диаграммы по команде Short (сравн. с рис.
3.7)
Последняя, четвертая, группа состоит из
двух команд:
Инспектор свойств
Ниже рабочей области (в исходном
состоянии) размещается панель инспектора свойств (см. рис. 3.1). Если в рабочей
области не выбран ни один объект, либо таковые вообще отсутствуют, то инспектор
свойств отображает общие параметры фильма. При выборе какого-либо объекта
автоматически изменяется формат инспектора свойств.
На рис. 3.11 показан формат инспектора
свойств для документа (фильма) в целом.
В этом случае панель инспектора
содержит следующие элементы:
Рис.
3.10. Результаты
применения команд Preview (вверху) и Preview In Context
(внизу)
Рис.
3.11. Формат
инспектора свойства документа
Замечание
Следует отметить, что как инспектор
свойств, так и другие панели являются контекстно-зависимыми. То есть для того,
чтобы получить с их помощью данные о другом объекте, не требуется открывать их
повторно — достаточно просто выбрать в окне редактора интересующий вас объект.
Рис.
3.12. Диалоговое окно Document Properties
С остальными элементами окна Flash MX, а также с командами, входящими в различные
разделы меню, вы познакомитесь при изучении соответствующих этапов создания
фильма