Концепция:
Административные задачи:
Многие приступают к работе над новым сайтом с выбора цветов, шрифтов, технологий и т.п.
Тогда как логичнее начать с анализа проекта, планирования предстоящей работы и
поиска ответов на ряд важных вопросов, касающихся будущего сайта. Время,
потраченное на сбор и обработку нужной информации, окупится с лихвой, помогая
избежать потери денег и энергии в дальнейшем...
1. Вы получили деловое предложение. В первую
очередь постарайтесь узнать как можно больше о вашем заказчике, о его фирме;
сферу бизнеса, в котором он работает, и занимаемую в ней нишу.
2. Получите у него ответы на следующие
вопросы:
- Зачем ему нужен сайт? Почему он его создает и какие цели и задачи преследует?
- Желает ли он моментальной отдачи или подготавливает почву для более
агрессивного бизнеса в Сети в дальнейшем?
- Что входит в его цели: продать продукцию или сервис, увеличить покупательский
рынок, обеспечить поддержку уже проданному товару?
- Возможно, он надеется подняться на уровень конкурентов, которые давно имеют
свои ресурсы в Интернет?
- Если бы у него была возможность донести только одну идею до своих
пользователей, какой бы она была?
- Какие дальнийшие действия ожидает он от посетителей
его Веб-страниц? Обращение за более полной
информацией? Визит в магазин или оффис, покупка
напрямую с сервера?
- Как заказчик измерит успех или неудачу сайта? Как узнать, что сайт получился
удачным - понравилось начальнику? Выиграл Сетевые награды? Популярен
в среде пользователей?
- Кого он хочет видеть своим посетителем? (Дизайн и содержание сайта должны
оправдывать ожидания и удовлетворять потребности пользователя)
- Почему к нему будут приходить? За какой информацией?
- А какую информацию он может предоставить? Одна из распространенных ошибок
профессионалов - это убежденность в том, что пользователи достаточно просвещены
в вопросах, касающихся деятельности фирмы. Вероятнее всего, это не так.
Маркетинг заказчика только выиграет от результатов обучения возможных клиентов.
Ваша с ним задача - выбрать из моря информации ту, в которой нуждается
посетитель.
- Интересуется ли он привлечением одноразовых посетителей (для счетчика) или надеится превратить случайных прохожих в регулярных
пользователей? Лояльность требует частого обновления материалов.
3. Узнайте, кто является конкурентом
заказчика. Как выглядят их Интернет ресурсы. Очень важно, чтобы сайт клиента не
подражал другим, а представлял уникальный и последовательный в себе имидж.
Составьте документ с подробным описанием того, что вы знаете о данной индустрии
в Интернете. Сделайте выводы - что работает и что не
работает для схожей группы пользователей на других сайтах. Что бы вы могли
использовать на сайте заказчика, и что пользовать не стоит.
4. Когда вы утвердите
профиль будущего посетителя (см. вопросы выше), составьте список возможных
требований (например, основной группой пользователей будет молодежь, которая
дозванивается в Интернет через слабый модем и терпеть не может ждать загрузки
страницы дольше, чем 30 сек.) и пожеланий (они хотели бы иметь возможность
обмениваться мнениями на доске или болтать в чате) различных посетительских
групп.
5. Следующие, решите вопросы по
функциональности ресурса.
- Что заказчик находит необходимым для его сайта? К примеру, динамические страницы, генерируемые
базой данных, веб-коммерция, каталоги, программы?
Сделать-то можно все, что он пожелает, дело в стоимости и сроках исполнения.
- Спросите, кто будет мониторить
и обновлять подобные функции?
- Имеет ли заказчик неординарные требования к безопасности?
- Как и где будет хоститься сайт?
- Существуют ли какие-либо исключения?
- Кто будет обновлять и поддерживать ресурс?
- Какие у заказчика планы на будущее, касательно Веб-сайта?
6. Технические спецификации будут служить
основой всех скриптов, css,
графики, html, java и
других технических элементов сайта. Определите, какое програмное
обеспечение потребуется пользователям для просмотра ресурса, а также общий
технический подход к разработке и поддержке сайта. Хотелось бы знать резолюцию
монитора посетителя, скорость их модема, сколько памяти в его системе,
количество воспроизводимых цветов, какие плагинсы (програмные модули) имеют и т.д. Подобную информацию можно
найти в уже существующей у заказчика базе данных пользователей, из интервью,
опросов клиентов заказчика, или обычных логических предположений.
7. Вы должны договориться с заказчиком о
бюджете проекта, сроках исполнения (если важно) и расписании. Одновременно
стоит подумать над тем, какие специалисты вам понадобятся. Возможно, вас не
затруднит создать небольшой сайт своими силами, но для серьезного проекта лучше
воспользоваться знаниями и опытом професcионалов.
Успех Веб-ресурса
покоится на равновесии между достижением желаемых результатов и затраченных в
процессе средств. Не стоит пытаться прыгнуть выше головы; потеря времени и
денег - результат суперожиданий и нереальных
запросов. При планировании, в первую очередь, стоит принимать во внимание нужды
будущих посетителей, а не последние достижения технологии и эгоцентричный
энтузиазм разработчиков. Мы не создаем сайты для себя, мы создаем их для наших
посетителей.
Имея на руках результаты опросов заказчика и
профили будующих посетителей, пришло время шевелить
мозгами в поисках идей, которые помогут веб-сайту
достичь поставленных перед ним задач.
Первый ваш шаг - набросок "карты
сайта". Это графическая диаграмма, показывающая путь продвижения
посетителя по сайту. Ваша карта должна включать в себя каждую его страницу и
то, в какой зависимости они находится относительно других страниц и материалов.
Очень важно получить "добро" заказчика на "карту", и
отметить любые изменения в стуктуре, такие как
удаление или добавление страниц, что может повлиять на бюджет проекта.
Планирование контекста происходит в тесном
сотрудничестве с заказчиком. Возможно у него уже есть
готовые материалы, другие должны быть модифицированы, переписаны или созданы с
нуля. Необходимо четко разграничить обязанности между вами. Кто будет
ответственен за что? Если заказчик поставляет весь материал, составте ему расписание. Передача текстов вечно занимает
больше врмени, чем мы расчитываем
и часто именно заказчик виновен в растягивании сроков проекта.
Определитесь с текстом для каждой страницы до начала работы над дизайном.
Навигация сайта будет напрямую зависеть от количества и глубины содержания, а
его стиль и тон окажут влияние на визуальный язык композиции.
Тактическую сторону технических спецификаций
можно отразить в коротком документе, определяющим
подход и используемые технологии при кодировании страниц и визуальной разметке.
- Будут ли страницы генерироваться "на лету" из датобазы?
- Будут ли использованы Cascading Style
Sheets (CSS)?
- Потребуется ли наличие модуля (plug-in) или
специального контроля на машине пользователя?
- Под какой минимум необходимо оптимизировать цветовую палитру?
- Вы будете писать код сами или использовать WYSIWYG "Что вижу, то и
получаю" эдитор (Dreamweaver,
к примеру)?
- Будут ли использованы DHTML, Channels, Push технологии?
Затем вы должны определиться с навигацией.
Как будет посетитель продвигаться по сайту? Какая связь существует между
страницами, куда можно попасть от куда и т.д. Для
большинства проектов нет нужды придумывать новые невигационные
схемы. Учитесь на сайтах, которые вам нравятся больше
всего: проще - лучше. Подгоните существующую удачную модель под нужды своего
проекта и используйте ее. Людям необходима возможность легко
передвигаться по сайту, только и всего.
Вы изучили своего заказчика, представляете содержание каждой будующей
страницы и вовсю идет работа над текстами. Самое время заняться
интерфейсом.
Начните с самой важной страницы, работайте над ней до тех пор, пока у вас не
будет как минимум 15 набросков различных вариантов, из которых 5 можно развить
дальше. Когда страничка начнет дымиться, поработайте над другими. Продолжайте
искать идеи, рисовать и думать. Попробуйте поэксперементировать
с различными эффектами: real audio/vidio, динамическое html,
необычное использование тегов и т.д.
Пусть ваш альбом наполнится зарисовками для
входного экрана, навигационных элементов, ключевой графики и второстепенных,
украшающих элементов. Используйте коллаж. Проанимируйте
частицу большого изображения. Поиграйте со шрифтами, слоями, текстурами,
эмоциями. Как только вы найдете удачную тему, проработайте ее как можно глубже,
потом отложите в сторону и примитесь за новую.
Вообразите себя пользователем и попробуйте
смотреть на окружающий мир, Интернет его глазами. Походите по сайтам, где он
может бывать, полистайте его журналы, пообщайтесь с его возможным окружением...
Используйте графический редактор. Очень
удобно скопировать окно броузера (F13 или Print Scrn, далее Ctrl+double click в окне
графического редактора, затем Ctrl+V в новый файл) в Фотошоп или Иллюстратор и накладывать слои композиции прямо
на него.
Выбирите 3 законченных варианта: ваш любимый, несколько эстравагантный и консервативный, который вы уверены понравится заказчику. Создайте для них прототипы,
которые он сможет посмотреть и одобрить. Прототип - черновой вариант
слинкованных между собой основных страниц сайта. Не обязательно писать код для
этих страниц, вы прекрасно можете обойтись image-maps.
Порежте страницы на части и пролинкуйте
графику между собой. Не тратьте время на ее оптимизацию, и обьясните
заказчику, что она немного потеряет в качестве при дальнейшей обработке. Задача
прототипов - хорошо смотреться в окне браузера и понравится заказчику.
После того как вы разработали дизайн и
сверстали модели основных страниц, можно приниматься за техническую работу -
HTML кодирование, CGI формы, датабазы и прочее програмирование.
Несколько советов:
1. Когда над сайтом работают несколько
человек, обязательно стоит договорится об общей
логической системе наименований. Если каждый будет скидывать
свои творения куда захочется, это будет существенно затруднять поик коллегам, и в конце все равно приведет к
переименованию.
2. Рассортируйте ваши графические файлы по
классам в зависимости от их размера. Старайтесь держать колличество
таких классов минимальным. Например: заголовки, подзаголовки,
"ноготки", полная графика и т.д. Графические размеры от 1 до 5.
3. Подберите оптимальную палитру для графики
в одном отдельно взятом классе и используйте ее на всех файлах данного класса.
Работая над большим сайтом удобно использoвать
DeBabelizer (http://www.equilibrium.com), сценарии
которого позволяют очень быстро и точно процессить
большое кол-во файлов. Так же, он, в отличие от Photoshop (http://www.adobe.com),
не сдвигает цвета "безопасной веб-палитры"
в сторону при оптимизации.
4. Используйте <!-- коментарии --> в своем коде, оставляя пояснения для
программистов и создателей текстов.
5. Используйте абсолютно схожий код на
различных страницах, для облегчения глобального поиска и изменений.
6. Если на странице очень много текста и
других материалов, удалите все "возвраты коретки"
и коменты из кода, что существенно снизит размер
файла.
7. Потратьте время на изучение тех программ,
с которыми работаете, ваша продуктивность резко повысится. Следите за выходом
новых версий и обновляйте свои инструменты регулярно.
8. Делайте копии (Back
up?) того, что сделали каждый день по окончанию
работы.
9. Проверяйте свою работу на разных броузерах и основных ОС. Поменяйте
настройки в броузерах выставив большие или
маленькие размеры шрифтов, изменив цветовые настройки, откройте все манюшки и бары которые имеются.
10. Проверяйте:
- Грамматику
- Правильное название файлов
- Работу линков
- Название страниц в поле Титул
- Фоновые цвета
- Целостность и тегов
- Визуальное выравнивание
- Что получится при изменении размеров окна броузера,
шрифтов, цветов?
- Различия резолюций. А как оно будет смотреться в монохроме?
11. Тестируйте, тестируйте и еще раз
тестируйте. Подключайте как можно больше людей к этому процессу. Для заказчика
это отличная возможность "поучаствовать" в проекте. Если есть
возможность проверить на будующих посетителях, не
упускайте ее. Внимательно следите как люди со свежим
взглядом на сайт реагируют на вашу навигацию и систему наименований. Не
пытайтесь помочь им "найти" что-либо, но попросите комментировать
каждый шаг. Например куда они ожидают попасть при
клике на ту или иную кнопку? Часто бывает очень удобно распечатать весь сайт на
бумаге и проверять стилистические и грамматические ошибки таким образом.
Публикация:
Маркетинг:
Последние работы над сайтом могут включать
следующее:
- Создание банеров/заголовков прозапас
- Добaвление последнего
контекста
- Запуск CGI сценариев
- обновление линков (старайтесь всегда давать
условные пассы к документам, а не полный URL. К примеру: ../images/dot.gif вместо http://www.yoursite.ru/images/dot.gif Таким образом вам не придется менять данные во всех ссылках
при переносе сайта на сервер нового провайдера, если в будующем
возникнет подобная необходимость.)
- написание мета-тегов
- добавление авторских прав и предупреждений
- убедитесь что графика везде меет атрибуты width и height, соответствует
основной цветовой палитре, имеет "Alt"
пояснения.
При выборе имени домейна,
старайтесь выбирать простые и легко запоминающиеся слова. Следуйте следующим
правилам:
- Краткость и Простота. Короткие адреса легче запоминаются, в них
сложнее сделать ошибку: Gazeta.ru, Pupkin.com
- Описание. Хорошо, когда по адресу можно догадаться о содержании сайта.
Имя компании не всегда является достаточным пояснением:
beerclub.com тумана не напустит :-)
- Запоминаемость. Лучшие адреса добавляют к простоте элемент
интереса - частенько игру слов, как в www.anekdotov.net - который поможет
посетителям помнить это название через часы, дни и месяцы. Идеально, когда
адрес можно запомнить, услышав в разговоре или по радио.
О том как зарегистрировать домейн
читайте статью
Андрея Новикова.
Скопируйте структуру сайта со своей машины на
сервер заказчика и еще раз протестируйте каждую страничку в брaузере. Конфигурация чужого сервера может потребовать
изменений в сценариях или расширениях файлов (htm
вместо html). Убедитесь все
работает так, как вы предполагали.
Проведите хорошую рекламную компанию своему сайту. Я не буду сейчас говорить о том, как это
делается. Тема слишком объемна для данной статьи. Почитайте материал на следующих сайтах:
Бесплатный
Интернет-маркетинг
http://www.promotion.aha.ru
http://www.list.techno.ru/banners/
http://www.bannermaker.ru
http://www.glasnet.ru/glasweb/rus/sitepromo1.htm
Если вы надеятесь
на регулярных посетителей, стоит зараннее составить
план обновления материалов. Если заказчик желает делать это сам, потратьте
время и научите его управляться с сайтом. Дайте ему минимальные знания по
работе с текстовым редактором и ftp программой.
Постарайтесь автоматизировать его действия специальными сценариями. Оставте о себе хорошую память и заказчик будет
рекламировать вас своим друзьям и знакомым, что может привести к новым заказам.
В природе существуют
заказчики, которые обставляют выход в свет нового
сайта с подобающей событию помпой. Если это не про вашего,
все равно отметьте завершение проекта со своей командой или друзьями.